Каждому пятому жителю Индии - или 200 миллионам - необходимы офтальмологические услуги: будь то обычная консультация, приобретение очков или проверенная операция. В связи с этим фактом 30 лет назад доктор Венкатасвами (Dr.Venkataswamy) создал проект под названием Аравинд (Aravind Eye hospital).
Все начиналось с заема в банке - доктору пришлось заложить свое имущество, чтобы появился хоть какой-то начальный капитал для возникновения благого дела. Спустя время в штате Тамил Наду и Пудучерри было 5 офтальмологических клиник, а потом и несколько их филиалов на периферии, так называемых Центров Зрения.
Что такое "Аравинд" сегодня? Это крупная разветвленная сеть центров офтальмологической помощи, существующих в 120 странах. Это 3,5 миллиона операций за 30 лет, 300 тысяч операций в год, 1000 операций и 6000 пациентов в день, ежедневные обследования, удаленные консультации, тренинги для врачей и лаборантов - будущих сотрудников.
Все это стало возможным благодаря тем принципам, которые заложил Венкатасвами.
Первый - это система ценностей. "Когда мы растём духовно, мы олицетворяем себя со всем миром, поэтому нет места эксплуатации. Мы помогаем сами себе. Мы лечим сами себя". Пациент - чаще всего бедный человек, человек из деревни, как и сам Венкатасвами, - верит в своего доктора, и тот отвечает на эту веру, делая все возможное. Это контакт с внутренним миром человека, ориентация на его потребности, образование единого целого.
Второй принцип - эффективный процесс лечения. Эффективный - в плане реализации на практике. Как говорят сами "аравиндовцы", примером стала всемирно известная сеть быстрого питания МакДональдс: "Они могут одинаково тренировать людей по всему миру вне зависимости от их религии, культуры - всех подобных вещей, чтобы в сотнях мест одинаково производить и поставлять клиенту один и тот же продукт".
Проблема голода решается одинаково у всех людей, точно также и проблема нарушения зрения, ведь устройство глазного яблока не зависит от национальности. Таким образом, приемы и методы при предоставлении офтальмологической помощи могут быть одинаковые. И будут говорить "Спасибо, Аравинд" на всех языках мира.
И третье - это поощрение инновационной культуры. Здесь идей несколько. Одна из них - это вовлечение простых людей в это дело на основе чувства сострадания. Дело в том, что в "Аравинде" очень сильно не хватает рабочих рук. Например, самим офтальмологам приходится работать в режиме нон-стоп: в операционной несколько коек с пациентами, и при завершении одной операции просто передвигается микроскоп. Чтобы оставаться эффективными, приходится так выкручиваться. Из деревень нанимаются девушки - ассистентами хирургов. Они выполняют рутинную работу и являются незаменимыми сотрудниками. Было бы здорово, если бы люди сами приходили и помогали. Опыт такого вовлечения уже был: местные жители создали лагерь, куда приглашали волонтеров. Место для общения врачей и пациентов они тоже находили сами. Если человек нуждался в очках, он получал их на месте, через 20 минут. Если было не обойтись без операции, его везли в главные клиники, и там на следующий день ее проводили.
Все было продумано до мелочей, вплоть до обратной транспортировки пациентов.
При этом все равно охватывалось всего лишь 7% от этих 200 миллионов. Чтобы сделать процесс еще более массовым, они "отцифровали" консультации с врачами: используются обычные фотоаппараты для отправки изображения сетчатки специалистам электронным способом. С помощью передвижной мини-клиники со спутниковой связью снимки пациентов отправляются в основную клинику. А пациент обратно получает инструкцию с рекомендуемыми действиями. Таким образом, появилась возможность получать диагноз дистанционно.
Результатом этой инновации стало увеличение числа людей, которому смог помочь "Аравинд" - до 40% в первый год и до 75% в следующий. Немаловажно и то, что стоимость таких консультаций предельно низка: всего 20 рупий (12 рублей) за 3 консультации, что равно поездке на автобусе.
Почему же "Аравинд" позволяет себе предоставлять такие дешевые, а часто и бесплатные услуги? Именно за счет этой эффективности, высокой производительности труда и низких издержек. Производство услуг разумно поставлено на конвейер. В 2008 году расходы достигли 13 миллионов долларов, в то время как доходы - 20.
На этом прогрессивные нововведения в "Аравинде" не закончились. Сначала они стали производить дешевые расходные материалы, а потом организовали собственное производство внутри глазных линз.
Возможно, что такая сложная и эффективная система может быть применена не только в офтальмологии, но и в других сферах, связанных со здоровьем человека.